Версия для слабовидящих:
Размер шрифта:
a
a
a
Сведения об образовательной организации
Сведения об образовательной организации
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство, научно-педагогический состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Абитуриенту
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство, научно-педагогический состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Абитуриенту
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство, научно-педагогический состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Абитуриенту
Новости и объявления
Ординатура
Аспирантура
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Вакантные места для приема/перевода в Томский НИМЦ
Докторантура
Прикрепление
Дополнительное профессиональное образование
Электронно-образовательная среда
Доступ к электронным базам данных
Библиотека
Диссертационные советы

Лица нашей науки. Ольга Рыбалкина

О своей научной работе и о том, какой «тест на профпригодность» ей пришлось пройти, рассказывает Ольга Рыбалкина, к.б.н., научный сотрудник лаборатории онкофармакологии НИИ фармакологии и регенеративной медицины им. Е.Д. Гольдберга Томского НИМЦ.


Ольга Рыбалкина

кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории онкофармакологии НИИ фармакологии и регенеративной медицины имени Е.Д. Гольдберга Томского НИМЦ

Кем вы хотели быть в детстве? И соотносится ли детская мечта с образованием, которое вы выбрали, с сегодняшней научной деятельностью?

- Я хотела быть историком. В школе меня буквально захватил этот предмет, и идея стать историком не покидала меня до 11 класса. Биология и химия также были в числе моих любимых школьных предметов, и когда пришло время выбирать дальнейшее образование, я все же сделала выбор в их пользу. Окончила Томский государственный университет, биолого-почвенный факультет, кафедру цитологии и генетики. Генетику как специализацию выбрала интуитивно. И нисколько об этом не жалею!

Расскажите о своем пути в науке. С чего все начиналось? Как вы попали в НИИ фармакологии?

- Как-то мы с родителями гуляли в Лагерном саду, в районе института фармакологии, я уже тогда училась на выпускном курсе. И мама сказала: «Как бы было хорошо, если бы ты работала здесь»! Но я же генетик, какая фармакология? Тогда я еще не знала, но это был такой «первый звоночек». Окончив университет, стала искать варианты работы, и в газете увидела вакансию в виварий НИИ фармакологии. В итоге после первого знакомства с институтом я попала не в виварий, а стала лаборантом-исследователем в лаборатории онкофармакологии.

  • У меня был своеобразный «тест на профпригодность»: знаете какой? Взять в руки лабораторную мышь. Я никогда до этого не работала с животными, это был самый настоящий психологический барьер.

Две недели, пока мой руководитель (доктор биологических наук, профессор, зав. лабораторией онкофармакологии Елена Петровна Зуева) была в командировке, я морально готовилась к этому. В итоге, пришла в виварий, взяла мышь, и она меня укусила! Это, кстати, был первый и последний раз, когда такое произошло (я имею в виду укус). Через месяц работы в качестве лаборанта-исследователя мне предложили тему для научной работы. Позже я стала младшим научным сотрудником, а после защиты кандидатской – научным сотрудником. Сейчас работаю уже над докторской диссертацией.


  • В сфере научных интересов О.Ю. Рыбалкиной находится исследование возможности использования препаратов природного происхождения и выделенных из них биологически активных веществ в комплексной терапии опухолей, определение их роли в механизмах коррекции противоопухолевого и токсического действия цитостатиков и в повышении противоопухолевой резистентности организма.

Расскажите о научных исследованиях, которые вы сейчас проводите!

- Как известно, один из методов лечения онкозаболеваний – химиотерапия. Но она имеет множество побочных эффектов. Влияет на общее состояние организма: на желудочно-кишечный тракт, на различные параметры крови, даже на структуру ДНК. Наша задача – подобрать комбинацию химиотерапевтических и природных препаратов, которые могли бы снижать токсическое действие «химии», при этом не уменьшая ее эффективность, а может быть, даже увеличивая. Но это идеальный вариант.

Существуют биологически активные вещества, например, полисахариды, антоцианы, флавоноиды. которые содержатся в растениях и обладают широким спектром фармакологической активности. Часть этих эффектов уже известна ученым-фармакологам. Задача наших исследований -найти, какие из биологически активных соединений эффективно работают в сочетании с химиотерапией, как они влияют на развитие опухолевого процесса и метастазирования, изменяют ли токсичность цитостатической терапии. Эти исследования проводятся с помощью наших, можно считать, «неизвестных героев науки» - лабораторных животных, с различными перевиваемыми опухолевыми штаммами. Затем проводится оценка эффективности применяемых лечебных воздействий: измеряется объем или масса первичного опухолевого узла, оценивается интенсивность метастазирования. Токсическое воздействие цитостатиков и возможность его снижения определения с использованием гематологических, иммунологических, биохимических, гистологических и прочих методов. Эта методология позволяет выбрать наиболее перспективные вещества - кандидаты в препараты-корректоры для использования в комплексной терапии злокачественных новообразований.

  • Но исследование специфических эффектов препаратов - это только начало пути в создании нового лекарственного средства. Полный комплекс доклинических исследований включает изучений фармакокинетики, острой и хронической токсичности, иммунотоксичности, генотоксичности, влияние на репродуктивную систему. Лишь после всех этих масштабных исследований могут быть начаты первые фазы клинических испытаний нового препарата.

Какое именно вещество сейчас – объект вашего исследования?

- Сейчас в составе коллектива исследователей я изучаю возможность использования антоциансодержащих комплексов в дополнительной терапии злокачественных новообразований. Антоцианы – вещества из группы флавоноидов. Они выделены из различных растений, например, из черноплодной рябины. Хочется создать препарат-корректор, который может быть использован при химиотерапии. На этапе доклинических исследований специалисты-химики подберут лекарственную форму, скорее всего пероральную (это могут быть таблетки или сироп). А пока мы изучаем гемопоэзстимулирующее, генопротекторное действие нашего объекта исследований, влияние на эффективность химиотерапии. Это работа проводится совместно с сотрудниками кафедры фармацевтического синтеза СибГМУ (зав. каф доктор фармацевтических наук Белоусов Михаил Валерьевич) под непосредственным руководством профессора Галины Ильиничной Калинкиной.


Что для вас наука?

- Это философский вопрос. Может, это звучит высокопарно, но для меня наука – это желание человека создавать что-то на основе знаний и делать жизнь лучше для себя и окружающих. Это то, что сделало нас людьми и что дает нам возможность постоянно развиваться.

Вообще, мне кажется, что научный сотрудник должен быть творческим, обладать нестандартным мышлением. Творческий аспект мне дают хобби, это танцы – я занимаюсь кизомбой, реггетоном, люблю рисовать. Рисование помогает сохранить душевное равновесие, так же как в этом мне помогает йога.


  • В целом, мой секрет – быть позитивным человеком! Любить этот мир, любить людей вокруг! И это главный рецепт счастья и успеха.