Радиофармпрепараты выручают там, где не всегда справляются компьютерная, магнитно-резонансная и ультразвуковая диагностика. Об их производстве и применении в интервью порталу Томск.ру рассказал заместитель директора по научной и инновационной работе Томского НИМЦ, заведующий отделением радионуклидной терапии и диагностики НИИ онкологии Томского НИМЦ, профессор, член-корр. РАН, руководитель стратегической ставки "Инженерия здоровья" Томского политехнического университета
Владимир Чернов.
Источник
Член-корр. РАН Владимир Чернов
То, что в Томск едут за медицинской помощью из других регионов — факт, подтвержденный временем. Особенно это касается лечения онкологических больных. Томская онкологическая школа, как и другие направления, сосредоточенные в Томском научно- исследовательском медицинском центре сильна тем, что на одной территории сосредоточены теория и практика: научные разработки и практическая хирургия. Лечением онкологических пациентов занимаются несколько медицинских учреждений, но в Томске, на базе Томского политехнического университета еще и производят радиофармпрепараты (РФП) для диагностики и лечения рака, которые активно используют в Томском научно-исследовательском медицинском центре.
Ученые посчитали, что препаратами из генераторов технеция-99м, а также произведенными на реакторе и циклотроне Томского политеха, обследовано более миллиона человек. Получены десятки патентов и опубликованы сотни работ в отечественных и зарубежных изданиях.
Из истории томской ядерной медицины
1985 год. Почти 40 лет назад неинвазивная кардиодиагностика была проблемой. Заглянуть пациенту в самое сердце, не используя оперативные методы вмешательства было невозможно. Но ядерная медицина уже имела разработки. Так, таллий-201 активно использовался за рубежом, а в России был дефицитом, производился в ограниченных количествах и процесс был достаточно долгим. Томские кардиологи обратились в Томский политехнический университет (тогда институт), в НИИ ядерной физики, где ученые придумали технологию простого выделения талия, которая оказалась очень востребованной: хорошо визуализировала опухоли и нарушения в кардиологии и онкологии.
В 1989 году были получены первые регистрационные удостоверения на радиофармпрепараты на основе технеция-99м и таллия-199, налажен выпуск и поставки их в клиники Томска.
- По мнению специалистов, технеций был и остается идеальным нуклидом для диагностики, но его производство связано большим количеством радиоактивных отходов. Тогда политехникам пришлось поломать голову и придумать уже новую, безотходную технологию. И сегодня, каждое утро начинается с «доения»: генератор технеций промывается водой и полученным раствором метятся радиофармпрепараты, которые быстро получают пациенты, — рассказывает Владимир Чернов.
После развала Советского союза, новые авиакомпании не имели лицензии на перевозку радионуклидов. На добрый десяток лет ядерная медицина Сибири исчезла везде, кроме Томска. На тот момент в небольшом сибирском городе проводилось больше исследований, чем в Германии. Закономерно, что именно томичами создано Национальное руководство по применению радиофармпрепаратов в медицине, которым руководствуются все врачи в России и СНГ.
Сентискан
С 2022 года томскими учеными совместно с индустриальным партнером — фармацевтической компанией, производятся четыре новых радиофармпрепарата: для обнаружения сторожевых лимфоузлов, а также для диагностики нескольких видах онкологии – опухолей головного мозга, рака предстательной железы и нейроэндокринных опухолей.
Один из них – «Сентискан» – предназначен для радионуклидной диагностики сторожевых лимфатических узлов. Он позволяет определить какой из лимфоузлов является сторожевым — своеобразным заслоном для распространения раковых клеток.
- Сторожевой лимфатический узел первым поражается метастазами. Если это произошло, то потребуется сложная операция по удалению окружающих опухоль лимфоузлов. Если раковые клетки не успели захватить сторожевой узел, то врачи удалят только опухоль, — делится подробностями Владимир Чернов.
Препарат вводится с помощью инъекции в область опухоли, он окрашивает лимфоузлы и уже во время операции хирурги, после быстро проведенного гистологического заключения, принимают решение о тактике вмешательства.
«Сентискан» поставляется в медицинские учреждения по всей стране: в Москву, Санкт-Петербург, Тюмень, Владивосток, Южно-Сахалинск и многие другие города, но пациенты Томска получают его быстрее, потому что только здесь сосредоточены производство препаратов, диагностика и лечение.
Тиоскан
Еще один препарат, который активно используют в НИИ онкологии Томского НИМЦ. По мнению специалистов, он способен стать аналогом ПЭТ-диагностики, снизить нагрузку на уже имеющиеся центры. Его можно использовать в каждом онкодиспансере, в гамма- камере. Позволяет не только диагностировать, но и наблюдать за состоянием опухоли.
- На сегодняшний день 38 регионов страны не имеют ПЭТ- центров. Строить их очень дорого — центр должен быть оснащён оборудованием, которое может стоить миллиарды рублей. Мы знаем, что опухоль в огромных количествах поглощает глюкозу. С помощью ПЭТ за счет накопления глюкозы опухоль хорошо визуализируется. Если глюкоза помечена технецием, то она тоже хорошо определяет новообразования, особенно в головном мозге, где нелегко диагностировать опухолевые процессы на ранних стадиях и, особенно сложно — рецидивы после лечения.
Изотоп против рака
Радиофармпрепараты выручают там, где не всегда справляются компьютерная, магнитно-резонансная и ультразвуковая диагностика.
- РФП видят опухоль на молекулярном уровне. Мы видим из чего она состоит, можем воздействовать на то, из чего она состоит. То есть видим, что лечим и лечим то, что видим. Специалисты точно могут сказать, что на какой-то очаг раковых клеток молекула подействует, а на другой нет, потому что молекулы должны присоединиться к нужным рецепторам, — комментирует Владимир Чернов.
Только за последние десять лет Томский НИМЦ и ТПУ получили 34 патента на препараты для диагностики и лечения рака разных локализаций. Новое соединение для диагностики и лечения рака предстательной железы, разработанное в Томском политехническом университете в конце июня 2024-го вошло в ТОП-10 лучших российских разработок прошедшего года.
Ученые разработали ПСМА BQ — белок, чувствительный к простат-специфическому мембранному антигену. Белок, с прикрепленным к нему радиоактивным изотопом при помощи дополнительных химических соединений эффективно ищет в организме этот фермент, а значит и опухоль. Если присоединить диагностический технеций-99м — он найдет раковые клетки. Если пометить белок лютецием-177 — доставит изотоп к раковой клетке для ее облучения.
Планируется, что клиническое исследование этого соединения начнется в Томске уже в конце 2024 года, а в клинике НИИ онкологии Томского НИМЦ идут клинические исследования еще трех препаратов для диагностики агрессивного типа рака молочной железы.