Версия для слабовидящих:
Размер шрифта:
a
a
a

Сергей Вторушин: «Я планомерно шел к своей мечте»

В рубрике «Лица нашей науки» о своем пути в профессии рассказал Сергей Вторушин, доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделением общей и молекулярной патологии НИИ онкологии Томского НИМЦ. 


Сергей Вторушин 

  • С отличием окончил педиатрический факультет СибГМУ

  • Прошел клиническую ординатуру по специальности «патологическая анатомия»

  • Прошел путь от ассистента кафедры до профессора и зав. отделением патологической анатомии Клиник СибГМУ

  • С 2020 г. – заведующий отделением общей и молекулярной патологии НИИ онкологии Томского НИМЦ

В отделении, которым заведует Сергей Владимирович, большой пул исследований связан с гетерогенностью рака молочной железы, прогнозированием факторов развития опухолей головы и шеи и изучением опухолевого микроокружения при опухолях различной локализации. Одним из последних направлений научного коллектива является изучение фенотипического разнообразия циркулирующих опухолевых клеток в крови и их связь с прогнозом и эффективностью лечения злокачественных опухолей. Сам профессор специализируется на изучении молекулярных механизмов опухолевой прогрессии злокачественных новообразований, а также механизмов резистентности к различным видам лечения. Исследования направлены на то, чтобы улучшить методы прогнозирования течения онкозаболеваний и сделать лечение пациентов более персонализированным.

— Сергей Владимирович, в какой момент на Вашем научном пути появился интерес к онкологии?

— Еще в самом детстве я принял решение, что буду врачом и никем другим. Я планомерно шел к своей мечте: сначала поступил в гимназию с медико-биологическим уклоном, затем в Сибирский государственный медицинский университет. Первоначально хотел связать свою врачебную деятельность с лечебной работой, но судьба распорядилась иначе — в моей жизни появилась патологическая анатомия. Во время учебы в университете я занимался научной работой под руководством профессора Владимира Михайловича Перельмутера (сегодня - д-р мед. наук, профессор. Заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник отделения общей и молекулярной патологии), который привил мне интерес к этой дисциплине. По окончании университета он предложил мне заняться педагогической деятельностью, к которой я уже довольно долго тяготел, и, конечно, научную работу. Так я поступил в ординатуру, стал врачом-патологоанатомом, затем в аспирантуру, где всерьез заинтересовался онкологией.

«Разбираться в генетике и молекулярной онкологии – практическая необходимость»

— Как изменилась сфера онкологии за время Вашей карьеры?

— В медицинской науке есть две отрасли, которые сейчас развиваются наиболее активно – это, безусловно, генетика и онкология. За последние 10-15 лет онкология стала по-настоящему фундаментальной наукой. Многие генетические и биологические аспекты со страниц научных трудов проникли непосредственно в ежедневную клиническую деятельность практикующих врачей. Поэтому современные клинические онкологи должны очень хорошо разбираться в генетике опухолей и молекулярной биологии. Теперь это не просто теоретические знания, а практическая необходимость. На основе молекулярных характеристик «портрета» опухоли врач может выстраивать более точную стратегию лечения для каждого пациента.

— Как Вы считаете, сможет ли наука победить онкологические заболевания?

— Трудно сказать, однако современная наука уже добилась немалых успехов, сегодня мы учимся эффективно лечить и профилактировать различные виды рака. Например, профилактика рака шейки матки, с помощью вакцинирования, показывает впечатляющие результаты. Было установлено снижение риска возникновения заболевания до 80% в зависимости от возраста, в котором женщина была вакцинирована. Важно отметить и развитие методов скрининга, которые позволяют на ранней стадии отследить возникновение заболевания и своевременно начать лечение. На основе современных достижений фундаментальной науки появились новые таргетные препараты, показывающие высокую эффективность лечения.

«Патолог - часть мультидисциплинарной команды»

— Что важно знать о Вашей профессии человеку, который сейчас учится в университете и задумывается о своем профессиональном будущем?

— На мой взгляд, специальность патологоанатома зачастую воспринимается через призму стереотипов. То есть, для большинства патологоанатом – это специалист, который занимается вскрытиями. Но это только одна из множества наших сфер деятельности. В онкологических учреждениях подобная стереотипная работа обычно сведена к минимуму. Большая часть ежедневной работы онкопатолога сосредоточена на проведении прижизненной диагностики заболеваний.


Соединение онкологии и патанатомии существенно расширило профессиональные перспективы патологоанатомов. Сегодня патолог — это не просто специалист, который умеет применять гематоксилин и эозин (окраска гематоксилином и эозином — один из самых распространённых методов в гистологии), это человек с широкой эрудицией, разбирающийся в вопросах генетики и молекулярной биологии опухолей. Патолог, работающий с онкопациентами, должен понимать основные принципы лечения онкологических заболеваний, чтобы знать, для чего он проводит исследования и как именно они будут применяться в клинической практике. Патолог в онкоцентре — часть мультидисциплинарной команды, которая ответственна за принятие решений и лечение онкологических заболеваний.

— Есть ли у Вас профессиональная мечта?

— Хотелось бы как можно дольше оставаться востребованным специалистом и развивать диагностическую и научную составляющую работы нашего отделения. Для меня ценны не только собственные успехи, но и в равной степени успехи всего коллектива. В нашем отделении работает около 30 сотрудников: лаборанты, научные сотрудники, практикующие врачи и цитологи. Каждый из них — профессионал в своем деле. И всем этим большим коллективом мы ежедневно трудимся, совершенствуем свои практические навыки и увеличиваем научный потенциал отделения.