Доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник отделения аддиктивных состояний НИИ психического здоровья Томского НИМЦ, профессор Анна Исаевна Мандель - о своем пути в науке и медицине.
А.И. Мандель
-
Более 30 лет работает в отделении аддиктивных состояний НИИ психического здоровья с открытия в 1983 году отделения клинической и социальной наркологии и по настоящее время.
-
В 2007 году решением ВАК Министерства образования и науки РФ удостоена ученого звания профессора по специальности «Наркология».
-
В качестве научного руководителя и консультанта подготовила восемь кандидатов медицинских наук.
-
Является членом Ученого совета НИИ психического здоровья, членом Научно-экспертного совета НИИ психического здоровья, членом Объединенного ученого совета Томского НИМЦ, членом Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 002.279.05 на базе Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук»; членом редакционной коллегии журнала «Сибирский вестник психиатрии и наркологии».
В рамках рубрики «Женщина в науке» Анна Исаевна рассказала о своей работе и научных интересах.
- Стать врачом я хотела всегда, поэтому после школы поступила в Томский медицинский институт, не рассматривая других вариантов. Училась легко, без особых пристрастий, пока не началась «психиатрия» с лекциями профессора Е.Д. Красика. Тогда поняла, что это «моё». При распределении попала врачом-психоневрологом в Лечебно-трудовой профилакторий города Томска, созданный для больных алкоголизмом. Так, «волею судеб» определилась моя специальность – «наркология». В силу молодости не до конца понимала назначение этой структуры для принудительного лечения зависимых от алкоголя и по окончании обязательных 3-х лет ушла работать в Областной наркологический диспансер. Там я вела кабинет по анонимному лечению больных алкоголизмом, и у меня получалось. Пациенты были в основном очень приличные люди, со своими личными проблемами, проблемами зависимости и желанием от неё избавиться, для которых встать на наркологический учет означал бы конец карьере и понижение социального статуса. Мне очень хотелось помочь этим людям. Тогда же я закончила курсы по психологии в НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева в Санкт-Петербурге и работала бы так еще долго, но в Томске открылся филиал ВНЦПЗ «Научно-исследовательский институт психического здоровья» с отделением аддиктивных состояний, тогда оно называлось «Отделение клинической и социальной наркологии». Это определило мой дальнейший выбор и начало пути - с должности младшего научного сотрудника. Так что, в Науку я пришла почти через 10 лет работы в практическом здравоохранении. Всегда было интересно узнавать что-то новое, участвовать в исследованиях и научном поиске. Это никогда не скучно, всегда интересно и захватывающе.
- В 2001 году на основании защиты диссертации «Распространенность и патоморфоз алкоголизма и опийной наркомании в Сибири» при консультировании академика В.Я. Семке и профессора (теперь академика РАН) Н.А. Бохана мне была присвоена ученая степень доктора медицинских наук.
- Над какими исследованиями Вы работаете в настоящий момент?
- Область моих научных интересов включает решение проблем распространенности, клинико-патобиологических аспектов формирования, этнокультурального патоморфоза и персонализированной терапии зависимости от психоактивных веществ. В рамках текущих исследований мы занимаемся выявлением клинических особенностей развития наркологических расстройств у пациентов различной этнической принадлежности. Для этой цели мы выезжали в экспедиции в различные регионы Сибири и Дальнего Востока. На основе выявленных особенностей формирования зависимостей нами были разработаны новые методы профилактики и персонализированной терапии, учитывающие особенности каждого этноса в отдельности.
- Как проходит Ваш стандартный рабочий день?
- Мое утро начинается с чашечки кофе. Далее работаю вместе с научными сотрудниками отделения над текущими заданиями, обсуждаем результаты научных исследований, консультирую больных. Потом переключаюсь на текущие дела и работу за компьютером– подготовку научного материала для публикации, экспертную работу – пишу рецензии статей для нашего журнала «Сибирский вестник психиатрии и наркологии», рецензии диссертационных исследований, провожу экспертизу присланных отчетов. Знакомлюсь с новыми научными публикациями. Конец года – время планирования будущих исследований, написание отчетов НИР за прошедший год и т.д. В счастливую «доковидную» эпоху участвовала в экспедициях, поездках на конференции.
- Что Вам нравится в профессии?
- В научной работе мне более всего нравится собственно интеллектуальный труд. Когда занимаешься тем, что увлекает и доставляет удовольствие, работа становится в радость и нагрузка не ощущается. Помимо этого, в ежедневной работе особую ценность приобретает коллектив. Он небольшой, но дружный и сплоченный. Мы общаемся и обмениваемся впечатлениями. До пандемии всем коллективом мы отмечали праздники, дни рождения, научные достижения (почти все наши врачи и все научные сотрудники – кандидаты и доктора медицинских наук, включая нашего руководителя академика Н.А. Бохана).
- Отличается ли мужской и женский подход к исследованиям?
Подход к исследованиям единый. Иначе невозможно было бы подтвердить или опровергнуть любые результаты исследований. И это всегда командная работа без разделения по полу.
- Сложно ли женщине быть успешной в науке?
- С учетом того, что на женщине дом, дети, хозяйство и при всём этом желание оставаться и быть привлекательной – то да, сложнее, чем мужчине. Но это очень индивидуально.
- В чем Вы видите свою задачу, как нарколога?
- Основная задача любого врача состоит в том, чтобы вылечить пациента. К сожалению, в нашей специальности окончательного излечения не бывает, в том смысле, что зависимый человек никогда не сможет употреблять алкоголь «как все». Но мы можем помочь пациенту достичь длительной ремиссии, чтобы он мог жить полноценной жизнью, сохранил или повысил свой социальный статус, возобновил семейные отношения.
- Кроме науки и медицины, что еще наполняет Вашу жизнь?
- Мы с мужем любим путешествовать. Я не раз бывала в Израиле, Италии – Риме, Милане, Венеции. Теперь вот из-за пандемии сидим дома. Последние 2 года из Томска выбираюсь только в Москву – повидаться с дочерью и внуками. Моя дочь училась в Томске, защищала кандидатскую в Новосибирске, теперь работает реаниматологом в столице. Наши выпускники сибирских медицинских вузов высоко ценятся в Москве. По рассказам дочери, почти все её коллеги родом из Сибири.
- Совет пациентам – как понять, что пора обратиться за помощью к специалистам?
- Как специалист-нарколог могу дать информацию о первых признаках зависимости:
-
стремление к опьяняющим дозам алкоголя;
-
привычка пить залпом;
-
утрата чувства насыщения, стремление добавить, здесь вступает в силу признак «опережения круга», когда тост еще не произнесен, а бокал уже выпит;
-
чувство раздражения, когда окружающие замечают чрезмерное употребление алкоголя;
-
потеря контроля над количеством выпитого, когда «веселящая» фаза опьянения уже наступила;
-
невозможность получения прежнего удовольствия в процессе употребления алкоголя при нарастающем желании этого достичь.
Это тот самый порог, переступив который, человек оказывается за гранью нормы и вступает в зависимость от алкоголя.